Германские боевые корабли периода ww2 имели на вооружении первоклассные артиллерийские системы, обладавшие отличными баллистическими характиристиками и высокой живучестью, а также приборами, обеспечивавшими требуемые точности стрельбы как по надводным и береговым, так и по воздушным целям.
Орудия калибра 203мм и более изготовлялись фирмой Круппа, большинство систем меньших калибров были созданы фирмой Рейнметалл. Особенностью немецких артсистем крупного и среднего калибров была идентичность их схем. В частности, они имели однотипные тормлза отката: пружинные до калибра 150мм и гидропневманические для более крупных; накатники и клиновые затворы; стреляющие приспособления двойного действия:ударного и гальванического. Башенные артустановки обладали высокой живучестью за счет применения основных (преимущественно гальванических) и резервных (электрических)приводов механизмов наведения и зарежания.
Кроме того предусматривались и ручные привода. Электрооборудование башен имело основное и резервное питание, а для цепи стрельбы имелось также питание от аккумуляторных батарей. Большинство башен им6ло сравнительно слабое бронирование, и их вращающаяся часть не делилась на отдельные орудийные отделения. Практически не имели защиты 105 и 88-мм спаренные артустановки крупных кораблей. Это приводило к тому, что во время морского боя их расчеты вынуждены были уходить внутрь корабля, в укрытие, что увеличивало время реакции в случае внезапной атаки авиации или миноносцев противника.
Основные характиристики артустановок крупного калибра
Характеристики | gerat-36 | SKC/34 | SKC/34 | SKC/34 | SKC/28 | SKC/40 | SKC/34 |
Калибр мм | 533 | 406 | 380 | 283 | 283 | 283 | 203 |
Длина ствола клб | 52 | 52 | 52 | 54 | 52 | 40 | 60 |
Объем камеры дм\куб | 1250 | 420 | 319 | 180 | 160 | 123 | 70 |
Число нарезов | 110 | 90 | 90 | 80 | 80 | - | 64 |
Глубина нарезов мм | 6 | 4.8 | 4.5 | 3.25 | 3.25 | - | 2.4 |
Давление в канале кг\см куб | 3000 | 3200 | 3200 | 3300 | 3300 | - | 3200 |
Дальность км | 47.5 | 36.4 | 35.5 | 42.6 | 36.5 | 25.6 | 33.5 |
Живучесть ствола. выстр | - | 180-210 | 240 | 300 | 340 | - | 510 |
Вес ствола с затвором.кг | 335100 | 159900 | 111000 | 53250 | 48200 | 45300 | 20700 |
Наименование башни | - | - | Drh LC/34 | Drh LC/28 | Drh LC/28 | LC/01 | Drh LC/34 |
Кол-во орудий в башне | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Угол вертикального навед. | - | -5.5 +30 | -5.5 +30 | -8 +40 | -8 +40 | -4 +30 | -9 +37 |
Скорость верт наведения гр\сек | - | - | 6 | 8 | 8 | - | 8 |
Скорость гориз.наведения гр\сек | - | - | 5.4 | 7.2 | 7.2 | - | 8 |
Угол заряжания | - | - | +25 | +2 | +2 | - | +3 |
Цикл стрельбы. сек | - | - | 26 | 17 | 17 | - | 12 |
Диаметр шарового погона. мм | - | - | 8750 | 9000 | 9000 | - | 5330 |
Внутренний диаметр барбета. мм | - | 11000 | 10000 | 10200 | 10200 | - | 8400 |
Бронирование
|
- - - - - |
385 240 - - - |
360 220 320 160-220 50-160 |
360 200 170 150 50 |
140 85 - 85-105 - |
280 - - - - |
160 70 90 70 30 |
Вес вращающейся части. кг | - | - | 1064000 | 750000 | 600000 | - | 248000 |
Место установки | ЛК тип "Н-44" | ЛК тип "Н" | Бисмарк | Шарнхорст | диз. броненосцы | Шлезиен | ТКР |
Башня ГК линкоров класса "Н" Крупнее..
Основные характиристики 150-мм артустановок
Характеристики | TbtsKC/36 | SKC/28 | SKC/25 | SKC/45 |
Длина ствола клб | 48 | 55 | 60.9 | 42 |
Объем камoры дм\куб | 21.2 | 21.7 | 21.7 | 21.7 |
Число нарезов | 44 | 44 | 44 | - |
Глубина нарезов мм | 1.75 | 1.75 | 1.75 | - |
Давление в канале кг\см куб | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 |
Дальность км | 23.5 | 22 | 25.7 | 19.4 |
Живучесть ствола. выстр | 1600 | 1100 | 500 | - |
Вес ствола с затвором.кг | 8564 | 9080 | 11970 | 6102 |
Наименование башни | TbtsKC/36t | DrhLC/34 | Drh LC/25 | - |
Кол-во орудий в башне | 2 | 2 | 3 | - |
Угол вертикального навед. | -10 +65 | -10 +40 | -10 +40 | - |
Скорость верт наведения гр\сек | 8 | 8 | 6 | - |
Скорость гориз.наведения гр\сек | 8 | 9 | 6-8 | - |
Цикл стрельбы. сек | 7.5 | 7.5 | 7.5 | - |
Диаметр шарового погона. мм | 2800 | 3630 | 4500 | - |
Внутренний диаметр барбета. мм | - | 4800 | 5700 | - |
Бронирование | 15-30 | 20-140 | 20-80 | - |
Вес вращающейся части. кг | 62500 | 120000 | 136910 | - |
Место установки | эм | ЛК | КРЛ | Эмден |
Основные характиристики 127-мм - 128-mm артустановок
Характеристики | KM 41 (128mm) | SKC/34(127mm) |
Длина ствола клб | 45.4 | 45 |
Объем камoры дм\куб | 14.37 | 12.19 |
Число нарезов | 40 | 40 |
Глубина нарезов мм | 1.7 | 1.5 |
Давление в канале кг\см куб | 2950 | 2950 |
Дальность км | 22 | 17.4 |
Живучесть ствола. выстр | - | 1950 |
Вес ствола с затвором.кг | 4250 | 4625 |
Наименование башни | LDrh42 | DrhLC/38 |
Кол-во орудий в башне | 2 | 2 |
Угол вертикального навед. | -10 +65 | -10 +40 |
Скорость верт наведения гр\сек | 8 | - |
Скорость гориз.наведения гр\сек | 8 | - |
Бронирование | 15-30 | 20-30 |
Вес вращающейся части. кг | 40500 | 42200 |
Артиллерийские системы калибра 127-мм и выше имели раздельно гильзовое, а артустановки меньшего калибра -патронное зарежание. Исключение должны были составить 128-мм универсальные артиллерийские системы для новых эсминцев, имевшие унитарные выстрелы.
В боекомплект главного калибра линейных кораблей типа "Бисмарк" (380 мм) входили бронебойные и полубронебойные снаряды, а также фугасные снаряды с головным взрывателем. Боекомплект главного калибра линейных крейсеров и броненосцев (280 мм) был расширен за счет фугасных гранат, а крейсера (203 и 150 мм имели также осветительные снаряды парашютного типа. 150-мм противоминный калибр тяжелых артиллерийских кораблей, а также 127- и 105-мм калибры имели в своих боекомплектах полубронебойные, фугасные с головными взрывателями и осветительные снаряды. 105-мм зенитные артустановки дополнительно имели дистанционные гранаты. Кроме этого, специальные взрыватели превращали обычные фугасные снаряды этих калибров в снаряды для стрельбы по подводным лодкам на перископной глубине.
Задача встречи снаряда с целью на тяжелых артиллерийских кораблях решалась в двух идентичных по оснащению центральных артиллерийских постах. Управление огнем могло осуществляться из трех равнозначных постов. Первый артиллерийский офицер находился в посту, располагавшемся на форм-марсе и состоявшем из двух частей: неподвижной, в которой размещались побортнодва визира центральной наводки, и вращающейся, представлявшей собой бронированную рубку с 10,5-м дальномером на линейных кораблях и броненосцах, 7-м — на тяжелых крейсерах. Аналогичное устройство имел и кормовой пост управляющего огнем, совмещенный с кормовой рубкой, где находился третий артиллерийский офицер. Второй артиллерийский офицер находился в носовой боевой рубке, где имелся один визир центральной наводки, на крыше которого размещалась рубка с 7-м дальномером. Однако, в отличие от двух предыдущих постов управляющих огнем, дальномер носовой боевой рубки имел опущенную оптику, т.е управляющий огнем или командир корабля мог лично контролировать дистанцию до цели прямо из боевой рубки.
Основные характиристики 105-мм орудий
Характеристики | КМ 44 | SKC/33 | SKC/32 | SKC/28 |
Длина ствола клб | 47.8 | 65 | 45 | 55 |
Объем камoры дм\куб | 7.16 | 7.31 | 7.38 | 8.4 |
Число нарезов | 24 | 36 | 32 | - |
Глубина нарезов мм | 1.25 | 1.3 | 1.25 | - |
Давление в канале кг\см куб | 3000 | 2850 | 2850 | - |
Нач скорость м\с | 835 | 900 | 785 | 925 |
Дальность км | 19 | 17.7 | 15.2 | 17.3 |
Дальность по высоте км | 13 | 12.5 | 10.3 | - |
Живучесть ствола. выстр | - | 2950 | 4100 | - |
Вес ствола с затвором.кг | 1850 | 4560 | 1585 | 3660 |
Место установки | эм | ЛК и КР | М и ТЩ | М тип "Вольф" |
150-мм калибр линейных кораблей и броненосцев также имел два комплекта ПУСов — для правого и левого бортов, территориально размещавшихся в центральных артиллерийских постах главного калибра, но не имел своих постов управления огнем, как и самих управляющих. Огнем противоминного калибра в бою должен был управлять второй или третий артиллерийский офицер из носовой или кормовой боевой рубки.
Артиллерийские установки главного и противоминного калибров не имели башенных автоматов стрельбы, но существовали переносные- автоматизированные планшеты, которые по устанавливаемым данным вырабатывали значения прицела и целика. Этими планшетами можно было пользоваться при выходе из строя центральных артиллерийских постов. Планшеты применялись на малых надводных кораблях, а их облегченный и упрощенный аналог использовался на подводных лодках, где управляющий огнем просто одевал его на шею, как коробейник свой лоток.
Основные характиристики 88-мм орудий
Характеристики | SKC/35 | SKC/32 | SKC/31 | SKC/30 |
Длина ствола клб | 45.3 | 76 | 78 | 45 |
Объем камoры дм\куб | 2.49 | 3.67 | 6.4 | 3.67 |
Число нарезов | 32 | 28 | 28 | 32 |
Глубина нарезов мм | 1.05 | 1.2 | 1.2 | 1.05 |
Давление в канале кг\см куб | 2400 | 3150 | 3100 | 2750 |
Нач скорость м\с | 700 | 950 | 1060 | 790 |
Дальность км | 12 | 17.2 | 17.8 | 14.2 |
Дальность по высоте км | - | 12.4 | 13.3 | 9.7 |
Живучесть ствола. выстр | 12000 | 3200 | 1500 | 7000 |
Вес ствола с затвором.кг | 776 | 3640 | 4255 | 1230 |
Место установки | пл VII тщ тип "40" | КРЛ | дизельные броненосцы | малые нк и пл |
Основные характиристики артиллерийских орудий малого калибра
Характеристики | Gerat58 /55mm/ | SKC/30 /37mm/ | FlakM43 /37mm/ | Flak M42 /42mm/ | Flak M38 /20mm/ |
Длина ствола клб | 76.7 | 80 | 59.6 | 69.3 | 65 |
Объем камoры дм\куб | - | 0.5 | 0.227 | 0.27 | 0.047 |
Число нарезов | 20 | 16 | 20 | 20 | 8 |
Глубина нарезов мм | 0.75 | 0.55 | 0.5 | 0.55 | 0.325 |
Давление в канале кг\см куб | - | 2950 | 2600 | 2950 | 2800 |
Нач скорость м\с | 1020 | 1000 | 820 | 845 | 875 |
Дальность км | 15 | 8.5 | 6.5 | 6.6 | 4.8 |
Дальность по высоте км | 6.5 | 6.8 | 4.8 | 4.9 | 3.7 |
Скорострельность выстр/мин | 120-150 | 30 | 250 | 160-180 | 450-500 |
Живучесть ствола. выстр | - | 7500 | - | 7000 | 20000 |
Вес орудия.кг | 650 | 243 | 355 | 300 | 71 |
Кол-во снарядов в магазине | 5 | - | 8 | - | - |
Основу приборов управления стрельбой 105-мм зенитных артиллерийских установок составляли стабилизированный визирный пост и зенитный автомат стрельбы, который на линейных кораблях также вырабатывал данные для стрельбы 150-мм артустановками противоминного калибра фугасной гранатой по низколетящим целям. Кроме этого, 105- и 88-мм спаренные зенитные установки имели башенные автоматы стрельбы. Всего на тяжелых крейсерах имелось два, на линейных кораблях — четыре комплекта приборов управления зенитной стрельбой. Для управления стрельбой зенитных автоматов применялись автоматические прицелы.
Торпедное вооружение
Торпеда являлась главным оружием подводных лодок и поэтому развитию торпедного оружия придавалось огромное значение. Об этом говорит хотя бы тот факт, что до окончания войны свыше 60 проектов торпед было доведено до стадии испытания опытных образцов.
Основные характиристики торпедного оружия ВМС Германии
Тип | Калибр | Длина, мм | Вес торп,кг | Заряд ,кг | Скорость, уз | Ход,м | Двигателя | Мощность л.с | Носители | Примечание | Корабельные торпеды |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
G 6a | 533.4 | 6000 | - | 300 | 50 | 3500 | 6-цил | 420 | пл.нк. тка | - |
G 7a | 533.4 | 7186 | 1528 | 300 | 30,40,44 | 14000, 8000, 6000 | 4-x цил | 92, 223,300 | пк,нк | Может иметь прибор моневрирования. Взрыватель ударный и неконтактный |
G 7е | 533.4 | 7186 | 1603 | 300 | 30 | 5000 | э.двиг. | 72 квт | пл | Может иметь прибор моневрирования. Взрыватель ударный и неконтактный индукционный |
G 7е облегч. | 533.4 | 7180 | 1300 | 300 | 20 | 4500 | э.двиг. | - | сверхмалые | Приспособлена для ПЛ до 40т. Имеет нулевую плавучесть |
G 7еS /цаункениг\ | 533.4 | 7175 | 1495 | 260 | 20,23 | 7500, 6000 | э.двиг. | - | пл | Акустическая намонаводящаяся торпеда. Комбинированный ударно-неконтактный взрыватель |
Авиационные торпеды |
F 5b | 450 | 5000 | 670 | 240 | 33 | 2800 | 4-цил | 140 | самолеты | Высота сбрасывания 10-43 м при глубине мор не менее 20-25м |
F 5b усоверш. | 450 | 5155 | 812 | 200 | 24,40 | 6000, 3000 | 4-цил | 36,168 | самолеты | с малых высот |
F 5w | 450 | 5200 | 860 | 170 | 40 | 3000 | 2-цил | - | самолеты | высота сбрасывания 90-130м при скорости около 300км\ч |
F 5w усоверш. | 450 | 5460 | 869-905 | 200 | 43 | 3000 | 2-цил | - | самолеты | - |
LT-350 | 450 | 2600 | 350 | 120 | 13.5 | 15000 | э.двиг. | - | самолеты | Сбрасывались на парашюте с высоты не менее 180м. Траектория движения-развертывающая спираль |
Радиоэлектронное вооружение
Вооружение средствами связи различных классов кораблей было типовым и отличалось друг от друга, как правило, лишь необходимостью обеспечения различных командных инстанций или действий в отдаленных районах. Например, крейсерские и большие подводные лодки имели комбинированный радиопередатчик, состоящий из двух блоков — коротковолнового мощностью 200 вт (диапазон 20—80 м) и средневолнового мощностью 150 вт (диапазон 500—1000 м); ультракоротковолновую радиостанцию мощностью 0,7 вт (диапазон 12—200 м); длинноволновый радиоприемник (диапазон 200—-1000 м и 12000—20000 м); широковещательный радиоприемник (диапазон 13,7—20000 м); радиопеленгатор, работающий от рамочной антенны (диапазон 300—20000 м). Средние подводные лодки имели те же средства, но количествоприемников было сокращено до двух — всеволнового и коротковолнового. Малые подводные лодки имели один коротковолновый радиопередатчик мощностью 40 вт и один всеволновый приемник. С 1942 г. на крейсерских и больших подводных лодках вместо комбинированного радиопередатчика стали устанавливать два отдельных коротковолновый мощностью 200 вт (диапазон 13—100 м) и средневолновый мощностью 150 вт (диапазон 500—3000 м). В сочетании с совершенной организацией связи и мощными наземными радиоцентрами это позволило обеспечить в течение всей войны решение поставленных боевых задач. В частности, работа длинноволновой радиостанции "Галиаф", распологавшейся в 140 км от Берлина (мощность 800—1000 квт, длина волны 20 010—16 960 м) прослушивалась подводными лодками в Северной и Центральной Атлантике на глубинах до 28 м., в Индийском океане в районе о. Мадагаскар — на глубине до 18 м. К началу второй мировой войны Германия имела радиолокационную аппаратуру, которая по своим тактико-техническим характеристикам превосходила аналогичные образцы США и Великобритании. Однако, рассчитывая на скоротечность войны, с 1939 г. дальнейшие разработки в этой области немцы не вели, и это привело к тому, что к 1943 г. радиолокационная техника германского флота отстала не только от аналогичной британской и американской, но даже от отечественной, принимавшейся на вооружении ВВС и сухопутных войск. Срочно были приняты меры по ликвидации отставания, а пока временно на корабли устанавливали отдельные образцы наземных и самолетных радиолокационных станций, которые не учитывали корабельную специфику. Время было упущено и хорошие корабельные РЛС появились лишь в 1945 г. Особенно страдали подводные лодки, для которых не то что наземные, но и радиолокационные станции надводных кораблей были не приемлемы.
На вооружении германских ВМС имелось порядка пяти специальных передатчиков помех, которые работали совместно со станциями радиотехнической разведки, используя последние для целеуказания. Рабочий диапазон передатчиков активных помех составлял от 8 до 185см В германском флоте имелись следующие типы гидроакустических станций: "SG"—станция поиска мин и подводных лодок; "US"— станция поиска под¬водных лодок; "ТS"— станция для определения глубины погружения подводных лодок; "GНG"— шумопеленгатор с разнесенной антенной; "КDВ"— шумопеленгатор с поворотной базой; "UТ"— станция подводной связи; "EНG"— переносная станция; "NНG"— навигационная станция. Наиболее распространенная акустическая станция "SС" состояла на вооружении надводных кораблей, прежде всего эсминцев, и подводных лодок. Она имела два режима работы: активный "эхо" и-пассивный "шумопеленгование", рабочую частоту 15000 гц и в качестве индикатора электроннолучевую трубку. В режиме "эхо" станция могла работать на скоростях носителя до 25 узлов и должна была обеспечить дальность обнаружения целей до 23,5 кб. В реальной боевой обстановке дальность обнаружения подводной лодки достигла 22 кб, транспорта подводной лодкой — 27 кб, мины 5—7 кб (на скорости не более 12—15 узлов). При этом точность определения местоположения цели составляла по дальности порядка 20 м и по пеленгу 1°—2°, однако при плохой гидрологии моря эти значения возрастали до 100 м и 5° соответственно. Впрочем при плохой гидрологии и дальность обнаружения подводной лодки иногда сокращалась до 2—3 кб. В режиме шумопеленгования дальность обнаружения одиночного транспорта достигала 100 кб, а конвоя — 150 кб. Гидроакустическая станция "SU" специально предназначалась для противолодочных кораблей и принципиально ничем не отличалась от "SG", но обладала несколько лучшими тактико-техническими и весовыми характеристиками. Гидроакустическая станция "ТS имела рабочие частоты 4000 и 20000 м, предназначалась для совместной работы со станцией "US", откуда поступали пеленг и дистанция. Горизонтальная дальность действия "Т5" составляла всего 300 м, но вертикальная охватывала весь существовавший в то время диапазон глубин. Шумопеленгаторные станции работали в диапазоне частот 200—16000 гц, обеспечили и шумопеленгование при скорости носителя до 15 узлов и при хороших условиях распространения звука в воде обеспечивали обнаружение отдельных крупных надводных кораблей на дистанциях 80—110 к6, эсминца — 60—100 кб, конвоя —120—200 кб, отдельного транспорта— 100кб, подводной лодки под дизелями — 30кб.
Характиристики корабельных радиолокационных станций обнаружения и наведения
тип станции \год | Наименование станций | Диапазон мгц\см | Мощность квт | Длительность импульса. мкс | Частота повторения импульса. гц | Дальность обнаружения. км | Точность определения дистанции. м | Точность определения курсового угла. град |
FuMo-21\39 FuMo-22\39 FuMo-23\39 FuMo-24\40 FuMo-25\40 FuMo-26\40 FuMo-27\40 \для нк\ | - - - - - - - | 368\81.5 | 40 | 3 | 500 | 20 | +-50 | +-0.25 |
FuMo-29\40 FuMo-30\42 \для пл\ | - - | 368\81.5 | 30 | 3 | 500 | по транспорту до 6 по самолету до 20 | +-100 | +-2 |
FuMo-41\управление огнем ГК. образец\ | Зеглер-1 | 3260\9.2 | 10 | 1 | 500 | до 20 | +-50 | +-0.2 |
FuMo-61\43 для пл | Хоэнтвиль | 560-415. 53.6-72.6 | 40 | 2 | 50 | по транспорту до 10 по самолету до 30 | 10% от дистанции | +-1-2 |
FuMo-62\43 FuMo-63\43 | Хоэнтвиль | 578-510 52-59 | 40 | 2 | 50 | по самолету до 30 | 10% от дистанции | +-1-2 |
FuMo-213\44 Тирпиц | Вюрцбург | 566-533 53-54.2 534-523 56.2-57.4 458-466 65.5-67.3 | 8 | 1.8 | 3750 | по самолету до 35 | +-30 | +-0.25 |
FuMo-231\44 | Эвклид | 1200-1040 25-29 | 40 | 2 | 750 | по самолету 15 | +-25 | +-0.25 |
- \для управления огнем ЗА | Реттин | 3262\9.2 | 10 | 1 | 1500 | 27\5 | +-100 | +-0.5 |