Germanfleet.narod.ru

Главная | Карта сайта
Первые броненосцы | Заксен | Бранденбург | Кайзер Фридрих III | Виттельсбах | Брауншвейг | Дойчланд
Нассау | Гельголанд | Кайзер | Кениг | Баерн | Фон дер Танн | Дерфлингер| Макензен
Дойчланд | Шарнхорст | Бисмарк | Плановые ЛК
броненосцы | дредноуты | линкоры
Чертежи | Цвет
Тактика | Сражения | Библиотека | Для вэбмастера | Для студентов
subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link

Броненосцы тип "Бранденбург"

Броненосец “Бранденбург”, Германия, 1893 г. Заложен в 1890 г., спущен на воду в 1891 г. Водоизмещение 10 502 т, длина макс. 115,7 м, ширина 19,5 м, осадка макс. 7,9 м. Мощность двух машин тройного расширения 10 200 л. с., скорость 16,5 уз. Броня (сталеникелевая и компаунд): пояс 400-300 мм, барбеты 300 мм, колпаки башен 120-40 мм, палуба 70 мм, рубка 300 мм. Вооружение: шесть 280-мм орудий, шесть (позже восемь) 105-мм и восемь 88-мм пушек, 8 митральез, 6 торпедных аппаратов. Построено 4 единицы: “Бранденбург”, “Курфюрст Фридрих Вильгельм” (1893), “Вайссенбург” (1894), “Верт” (1883).   За четырьмя броненосцами типа "заксен" в Германии приступили к строительству серии кораблей, способных дейст­вовать не только на Балтике, но и в Северном море. Головной корабль серии броненосец "Верт" заложили 3 марта 1890 г. Спуск состоялся 6 августа 1892 г. В строй корабль вступил 28 октября 1893 г. Остальные три корабля "Вейсенбург", "Курфюрст Фридрих Вильгельм" и "Бранденбург" вступили в строй до 1894 г. Их чертежи составляли в главном конструкторском центре флота — строительном бюро морского ведомства (выполнявшим функции, аналогичные нашему МТК) под руководством главного корабельного инженера флота Раухфуса. Броненосцы имели увеличенные (10300 т) водоизмеще­ние и размерения. Наибольшая длина корпуса равнялась 115,8 м, наибольшая ширина 19,5 м, осадка 7,4 м. Их корпуса набирались из стали по продольной системе, имели двойное дно, делились переборками на 120 независимых отсеков. Корабли имели высокий полубак, поднимавшийся над водой на 5,8 м, что заметно улучшало их мореходные качества по сравнению с "Заксенами". Нос имел таран, выступавший вперед на 2,1 м. Броневая защита состояла из сталеникелевых плит, изготовленных на заводе Крупна. Ватерлиния во всю ее длину прикрывалась плитами толщиной 400 мм в центре и 300 у оконечностей, барбеты и боевая рубка 300-мм броней. Имелась и броневая (65 мм) палуба. Сами барбетные установ­ки закрывались объемными щитами, собранными из 76-мм плит. На этих кораблях немецкие кораблестроители не пошли на принципиальное изменение состава артиллерии. Броненосцы типа "Бранденбург" так же, как и "Заксены" имели по шесть орудий главного калибра Но устанавливались крупповские 260-мм орудия в трех барбетных установках. Причем в носовом барбете установили два ствола длиной 40, а в остальных двух по два длиной 35 калибров. Тому, что это затрудняло пристрелку, тогда не придавали значения, поскольку считалось, будто дальность артиллерийского боя не будет превышать полутора миль... Однако при всех достоинствах размещение орудий на “Бранденбурге” нельзя назвать слишком удачным: средняя башня-барбет имела очень ограниченный сектор обстрела (90° на борт), при этом пороховые газы причиняли надстройкам сильные повреждения. Между носовым и средним барбетом в батарейной палубе стояли шесть 105-мм противоминных скорострельных орудий. Малокалиберную скорострельную артиллерию представляли восемь 87-, десять 47- и 37-мм орудий, находившихся на мостиках и марсах. Каждый корабль имел сильное минное вооружение. В него входило 7 торпедных аппаратов. Один подводный стоял в носу, остальные 6 надводных — два у носовых клюзов, два в районе носовой трубы и два в районе грот-мачты. Кроме того, две торпедные трубы находились на минных катерах. Всего на рострах и палубе каждого броненосца стояло по четыре парных катера и по 10 гребных судов. Две паровые машины тройного расширения по проекту в сумме должны были развивать мощность 9000 л. с., а корабль — 16 узлов. Пар к машинам подавался из 12 котлов. Но, что случается очень редко в кораблестроении, механизмы броненосца "Бранденбург" развили на испытаниях 10 288 л. с. и при 111 оборотах винта достигли рекордной для броненосца скоро­сти 17,2 узла. Подобные результаты во время испытаний до­стигли и остальные корабли серии. Оказалось, что тщательнейшим образом изготовленные механизмы могли иметь минимальный ход 3 узла при 18 оборотах в минуту.Зато мореходность “китобоев” (такое прозвищеброненосцам типа “Бранденбург” дали англичане) оказалась превосходной. Это подтвердили многочисленные походы в Атлантике и экспедиция в Китай для подавления “боксерского” восстания. Корабли имели плавную качку и относительно мало заливались волнами. Диаметр циркуляции на полном ходу равнялся 476 м (4,4 длины корпуса). В 1894 г. Германия могла выставить на Балтике однородную эскадру из восьми кораблей. Эта эскадра имела на вооружении двадцать четыре 260- и двадцать четыре 280-мм орудий. Ее скорость составляла около 14 узлов. В противовес ей Россия могла выставить эскадру из 5 броненосцев. Это были "Петр Великий", "Александр II", "Нико­лай I", "Гангут" и только что вступивший в строй "Наварин". На их вооружении находилось тринадцать 305-, двенадцать 229- и двадцать восемь 152-мм орудий. Таким образом, несмотря на меньшее число кораблей, русская эскадра ни по скорости, ни по мощи залпа не уступала германской. Это весьма приближенное сравнение говорит о том, что в случае встречи эскадр в бою успех полностью зависел от уровня боевой подготовки и искусства командующих в управлении своими кораблями. Однако если учесть то, что русской эскадре в первую очередь предстояла задача защиты, а германской наступления вдали от своих баз, то бой без убедительной победы немцев мог оказаться для них тактическим поражением. Противопоставляя "Бранденбург" "Александру II", стоит отметить, что он имел большее водоизмещение (10 300 т против 9244 т), размерения, скорость, более сильное бронирование и вес бортового залпа (1670 кг против 1080 кг). Однако на нос вес залпа "Александр II" был подавляющим (997 кг против 566 кг). Сравнивать между собой оба корабля можно только условно, как броненосцы предназначенные к действию в закрытых морях. К строительству германских кораблей типа "Бранденбург" приступили в 1890 г., когда "Александр Н" уже проходил испытания. К тому времени в России уже твердо пришли к мнению , что броненосцы должны строиться близкими по типу к английским броненосцам "Нил" и 'Трафальгар", то есть иметь водоизмещение около 10 000 т, вооружение в четыре 305-мм и не менее шести—восьми 152-мм орудий. Поэтому "Бранденбург" следует считать "ровесником" "Наварина". В 1902—1904 годах броненосцы модернизировали: заменили котлы, увеличили запас топлива, сняли боевые марсы и один торпедный аппарат. Водоизмещение при этом возросло до 10670 т. В сентябре 1910 года корабли со сталеникелевой броней продали Турции, где они получили названия “Хайреддин Барбаросса” (“Фридрих Вильгельм”) и “Торгут Рейс” (“Вайссенбург”). Оставшиеся в кайзеровском флоте “Бранденбург” и “Верт” дожили до первой мировой войны, но активного участия в боевых действиях не принимали. В 1915 году их переклассифицировали в корабли береговой обороны, затем — в блокшивы, а в 1919 году сдали на слом. Более боевая судьба выпала кораблям, принявшим турецкое “подданство”. В декабре 1912-го и январе 1913 года они вместе со старыми броненосцами “Мессудие” и “Ассари-Тевфик” участвовали в двух эскадренных сражениях с греческим флотом, состоявшихся у Дарданелл. За обе баталии “китобои” выпустили по неприятелю около 800 снарядов главного калибра — это почти вдвое больше, чем японский флот при Цусиме! Но результативность стрельбы оказалась невелика — ни один из кораблей не был потоплен. В годы первой мировой войны оба устаревших броненосца не покидали акватории Мраморного моря. Правда, это не обеспечило им безопасность. 8 августа 1915 года “Хайреддин Барбаросса” был торпедирован английской подводной лодкой Е-11 и спустя 7 минут пошел ко дну вместе с 253 членами экипажа. “Торгут Рейс” в 1918 году должен был отправиться в Японию в качестве трофея, но микадо от столь щедрого подарка Антанты благоразумно отказался, и корабль остался в Турции. В 1920 году его переоборудовали в плавбазу, а 8 лет спустя — в учебный блокшив, оставив из вооружения только два 280-мм орудия. Он был исключен из состава флота в 1938 году, но в ожидании разборки старый “китобой” ржавел еще около 20 лет. Он оказался предпоследним броненосцем кайзеровского флота. Последний — бывший “Гессен” — в то время все еще числился в составе... советского ВМФ!..

Контакт|©2006 jarrad©mixmux | Карта сайта

Hosted by uCoz