Germanfleet.narod.ru

Главная | Карта сайта
Первые броненосцы | Заксен | Бранденбург | Кайзер Фридрих III | Виттельсбах | Брауншвейг | Дойчланд
Нассау | Гельголанд | Кайзер | Кениг | Баерн | Фон дер Танн | Дерфлингер| Макензен
Дойчланд | Шарнхорст | Бисмарк | Плановые ЛК
броненосцы | дредноуты | линкоры
Чертежи | Цвет
Тактика | Сражения | Библиотека | Для вэбмастера | Для студентов
subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link

История броненосцев тип "ЗАХСЕН" ТТД и боевая служба.

Броненосец “Заксен”, Германия, 1878 г. К моменту спуска в 1875 г. "Захсена" — головного броненосца серии из четырех кораблей германская су­достроительная промышленность достигла больших высот. Это позволило руководству военно-морского флота отказаться от заказа кораблей за границей. Броненосцы типа "Захсен" ("Захсен", "Баден", "Байерн" и "Вюртемберг), по словам вос­торгавшегося современника, "не только представляют нагляд­ный пример развития судостроения, но и дают понятие о силе гения германского народа, уже создавшего новый .тип боевых судов на основании строгой программы и применительно к ме­стным условиям в Балтийском море. Этими судами по справедливости может гордиться германский флот." Говоря современным языком в Германии времен Виль­гельма I для Балтики умелыми руками талантливого немецкого народа создали прекраснейшие и мощные корабли. Их чертежи разработали в Адмиралтействе. Два корабля ("Захсен" и "Вюртемберг") строили в Штецине на заводе "Вул­кан", два ("Байерн" и "Баден") в Киле на казенных верфях. При водоизмещении 7400 т они имели следующие размерения: длину между перпендикулярами 98, наибольшую ширину 18 и осадку 6,4 м. Корпуса набирались по уже распространенной клетчатой системе, и они имели междудонное пространство 1,2 м. Внизу вертикального форштевня находился таран весьма оригинальной конструкции, напоминавшей острие четырехгранного штыка. Острие этого штыка-тарана выступало на 2,5 м от носового перпендикуляра и опускалось в воду на 4 м. Эти броненосцы в силу убеждений той поры проектировались с расчетом на преобладание таранной тактики ведения боя. Поэтому из 6 260-мм крупповских орудий, быв­ших на вооружении каждого корабля, по 4 могли стрелять на нос, и борта, и 2 на корму. В носовом барбете грушевидной формы стояли 2 таких орудия. Четыре остальных орудия глав­ного калибра находились в углах прямоугольного каземата. Каждый орудийный ствол весил по 18 т, имел длину 5,8 м. Их бронебойные стальные снаряды весили по 207 кг. Для борьбы с миноносцами на верхней палубе и мостиках стояло по 10 малокалиберных орудий. Броней защищались два каземата, барбет и боевая рубка Нижний каземат, главным назначением которого была защита котлов и машин, стоял в центральной части корабля и имел длину 33,5 м, ширину, равную ширине корабля, и высоту 3,75 м. Этот каземат защищался двумя слоями плит (общая толщина 456 мм), уложенными на тиковую подкладку. Поверх ка­земата настилалась броневая палуба толщиной 50,8 м. К носу и корме от каземата простиралась трехслойная железная палуба об­щей толщиной 75 мм. Верхний каземат-бруствер имел длину 12,2 м. Он защищался 253-мм плитами, уложенными на тиковую подкладку. В углах этого каземата и стояли 260-мм орудия, оси ко­торых возвышались на 5 м от уровня воды. Грушевидный барбет так же, как и верхний каземат имел защиту из 253-мм плит. Его орудия отстояли от поверхности воды на 6,15 м. Боевую рубку прикрывали плиты толщиной 203 мм. Две трехцилиндровые паровые машины работали каждая на свой винт. Пар к ним подавался из 8 котлов, рассчитанных на рабочее давление 3,5 атм. Запас угля 700 т позволял кораблям 10-узловым ходом преодолевать расстояние 2800— 3000 миль. Самым тихоходным в серии оказался "Захсен", он развивал скорость 13,6 уз. Наибольшую скорость на испытани­ях удалось достичь "Вюртембергу". Она составила 15 узлов. Минное вооружение каждого корабля включало два носо­вых подводных и три надводных (по одному с каждого борта и один в корме) торпедных аппарата. В период с 1897 по 1898 г. все четыре броненосца модернизировали. Число и расположение 260-мм орудий оставили прежним. Но заменили малокалиберные орудия. На кораблях стало по десять 88- и восемь 37-мм стволов и 8 пулеметов сис­темы Максима. Старую боевую рубку убрали. В новой, более обширной, стояли современные приборы управления кораблем и артилле­рией. Два носовых торпедных аппарата заменили одним. Старые паровые машины заменили на новые, также тройного расширения. В сумме они имели мощность 6400 л. с. Прежние огнетрубные котлы сменили водотрубные, рассчитанные на более высокое (10,5 атм.) рабочее давление. После мо­дернизации сильно изменился и их силуэт. Вместо четырех труб появилась одна, большего размера. Деревянные трапы, мости­ки, рубки и мебель, столь модные в судостроении во времена их постройки, заменили на железные. Модернизацию кораблей провели так искусно, что их водоизмещение вопреки всем традициям, бывшим на других флотах, не увеличилось, а умень­шилось на 30 т. Все четыре броненосца исключили из состава флота в период с 1910 до 1914 г. Не успела вся серия “заксенов” вступить в строй, как на судостроительном заводе “Вулкан” в Штеттине заложили два броненосца по заказу Китая. У них явно прослеживались два совершенно разных прототипа — все тот же “Заксен” и английский “Инфлексибл”. От первого они заимствовали размеры и конструктивные особенности корпуса (вплоть до формы таранного форштевня в виде равнобедренного треугольника), а от второго — эшелонное расположение артиллерии и схему бронирования. Корабли успешно прошли испытания в 1884 году, но из-за французско-китайского конфликта их отправка на Дальний Восток задержалась на год. Китайские броненосцы были еще более необычными кораблями, чем их немецкие предшественники. Их главная артиллерия — четыре 305-мм пушки Круппа с длиной ствола в 20 калибров — размещалась эшелонно, “зеркально”: на “Динь-Юане” вперед выступала левая башня, на “Чжень-Юане” — правая. (Это сделано было для того, чтобы увеличить секторы обстрела при движении кораблей в строе фронта.) Примечательно, что эти пушки оказались самыми крупнокалиберными из всех, установленных на броненосцах германской постройки: собственный флот немцы оснащали только 240—280-мм артиллерией. Бронирование корпуса напоминало схему, примененную на “Заксене”. Правда, длина цитадели была увеличена до 44 м, а толщина брони компаунд — до 356 мм. Кроме того; по всей длине корпуса простиралась палуба, покрытая 3-дюймовьУми железными плитами. Во время войны с Японией 1894—1895 годов два “юаня” составляли основное ядро китайской Северной эскадры. В сражении при Ялу они вынесли главную тяжесть дуэли с крейсерами отряда Ито. “Динь-Юань” и “Чжень-Юань” получили более чем по 200 попаданий каждый, но сохранили боеспособность, причем их броня ни разу не была пробита, что в конечном счете и вынудило японцев прекратить бой. Несмотря на явный успех скорострельной артиллерии (ею было потоплено 5 китайских крейсеров), наибольший ущерб самураям нанесли все же крупнокалиберные пушки броненосцев. Так, самым пострадавшим из отряда Ито стал флагманский крейсер “Мацусима”: 305-мм снаряд, разорвавшийся на батарейной палубе, убил 58 и ранил 7 человек, а также вызвал пожар. В результате японский командующий вынужден был перенести свой флаг на крейсер “Хасидате”. По мнению военно-морских специалистов, эффективность огня китайцев могла быть гораздо выше, имей они доброкачественные боеприпасы. (Сообщалось, что в боекомплект броненосцев входили снаряды, начиненные с целью “экономии средств”... угольной пылью и опилками!) Дальнейшая карьера броненосцев во флоте Китая бесславно закончилась в Вэйхайвэе. Через три дня после гибели “Динь-Юаня” под огнем береговой артиллерии затонул на мелководье и его систершип. Последний был поднят японцами и введен в состав флота микадо под названием “Чин-Йен”. Он участвовал в войне с Россией и находился в строю до 1911 года.

Броненосец “Ольденбург”, Германия, 1886 г. Заложен в 1883 г., спущен на воду в 1884 г. Водоизмещение 5652 т, длина макс. 79,8 м, ширина 18 м, осадка 6,3 м. Мощность двух машин “компаунд” 3942 л. с., скорость 13,5 уз. Броня (железо): пояс 300-200 мм, каземат 200 мм, траверзы 150 мм. Вооружение: восемь 240-мм, четыре 150-мм и два 87-мм орудия, 4 торпедных аппарата. Oн первоначально планировался к постройке как пятый корабль типа “Заксен”, но из-за нехватки средств позже решили уменьшить его размеры и калибр артиллерии. В результате получился очень скромный по боевым возможностям корабль, еще более ориентированный на береговую оборону, чем его предшественники. Тихоходный, кургузый, с устаревшим казематным расположением артиллерии, “Ольденбург” вполне оправдал прозвище “утюг”, прочно закрепившееся за ним среди моряков германского флота. В 1912 г. переоборудован в корабль-цель, в 1919 г. сдан на слом.

Контакт|©2006 jarrad©mixmux | Карта сайта

Hosted by uCoz