Germanfleet.narod.ru

Главная | Карта сайта
Первые броненосцы | Заксен | Бранденбург | Кайзер Фридрих III | Виттельсбах | Брауншвейг | Дойчланд
Нассау | Гельголанд | Кайзер | Кениг | Баерн | Фон дер Танн | Дерфлингер| Макензен
Дойчланд | Шарнхорст | Бисмарк | Плановые ЛК
броненосцы | дредноуты | линкоры
Чертежи | Цвет
Тактика | Сражения | Библиотека | Для вэбмастера | Для студентов
subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link

Проектируемые линкоры этапы строительства

Линкоры тип H-39,H-40,H-41 Линкоры тип H-42,H-43,H-44 Проектирование и строительство Линейные крейсера тип "О"

Постройка линейного корабля «Н»

На момент прекращения постройки в сентябре 1939 года успели заказать 14.055 тонн материалов, из которых получили 5800 тонн и еще 3425 тонн изготовили. Но реально на стапель установили всего 766 тонн.

16 ноября 1939 года главное морское командование провело ревизию всех контрактов, по которым уже велись работы. Предпочтение отдавалось тем кораблям, завершение строительства которых было близким. 15 апреля 1940 года после окончания начальных стадий всех контрактов и заказа материалов для линкора «Н» наблюдающих за постройкой представителей морского штаба на верфях Гамбурга и Киля отозвали. 25 ноября 1941 года, почти два года спустя после приостановлений работ, ОКМ приказало разобрать корпуса линкоров «Н» и «J», а сталь использовать для более насущных нужд. Контракты по обоим линкорам аннулировали 29 и 31 августа 1942 года.

 

Постройка линейного корабля «J»

Киль линкора «J» заложили 1 сентября 1939 года на верфи концерна «Deschimag» в Бремене. Верфь успела получить только 3531 тонн материалов, из которых на стапеле установили всего 40 тонн.

 

Постройка линейных кораблей «К», «L», «М» и «N»

Линкор «К» должен был строиться на верфи «Deutsche Wercke» в Киле, его закладка планировалась на 15 сентября 1939 года. Но с началом войны постройку приостановили. Из заказанных 12.921 тонн материалов получили 2980 тонн и произвели еще 1503 тонн. Завезенную на верфь сталь потом использовали для строительства подводных лодок.

Последние три линкора так и остались в виде проектов. Линкор «L» должны были строить на верфи флота в Вильгельмсхафене, а «М» и «N» следовало заложить на освободившихся стапелях фирмы «Blohm und Voss» и концерна «Deschimag».

Характеристики корпуса

Начиная с постройки крейсера «Emden» (1923 год), немцы из года в год расширяли применение сварки в военном кораблестроении и на линкорах проекта «Н» ее собирались использовать особенно интенсивно. Полномасштабные испытания на старом броненосце «Preussen» показали, что и сварное, и клепанное соединения обеспечивают достаточную прочность, но сварное эффективнее и легче. Полностью сварной должна была стать система противоторпедной защиты, главная и 50-мм. верхняя палубы, противоосколочная защита. Броневые плиты бортовой брони до толщины 80 мм. также сваривались друг с другом. Сварные противоторпедные переборки напоминали мембрану, натянутую между нижней бронепалубой и внутренним дном. Эксперименты с подводными взрывами показали, что цельносварные они более податливы и обеспечивают лучшую герметичность в местах соединения. Конструкторы надеялись также, что такие упругие переборки, как на "Бисмарк" , но несколько улучшенной конструкции рассеют большую часть энергии взрыва за счет своих упругих деформаций. Подобная система также экономила вес, который использовали на усиление бронирования.

Конструкция противоторпедной переборки была спроектирована очень тщательно, особенно в местах стыков и соединений. Крепление их к броневым палубам и двойному дну увеличивало прочность и жесткость всей структуры.

Продолжение противоторпедной переборки между броневыми палубами являлось главной противоосколочной защитой в этом месте корабля.

Линкоры имели три руля одинакового размера, расположенных в струе винтов для повышения маневренности и живучести. Аналогично располагались рули на итальянских линкорах типа «Vittorio Veneto».

Дополнительную продольную жесткость корпусу придавали несколько продольных переборок внутри цитадели и двойное дно глубиной 2 метра, что позволило уменьшить общую высоту корпуса до 16 метров. Вообще, сочетание требований к защите, весу и осадке доставило много хлопот при проектировании этих кораблей. Для хорошей противоторпедной защиты требовалась большая ширина именно в самой тяжелой средней части корабля, а это означало увеличение водоизмещения и осадки. Поэтому немецкие конструкторы старались компенсировать рост водоизмещения за счет длины и ширины, не увеличивая осадку. Небольшая осадка требовала сделать невысоким и силуэт корабля – идеально для боя, но плохо для мореходности. Высота борта в средней части всего 5,8 метра и 6,9 метра в носу означала, что корабль, скорее всего, был бы очень «мокрой» орудийной платформой даже при умеренном волнении.

Корпус имел четыре доковых киля, позволявших снизить напряжения при постановке в сухой док.

 

Остойчивость

Несмотря на большую ширину, из-за более тяжелого главного калибра и огромной надстройки эти корабли имели метацентрическую высоту такую же, как и линкоры тип "Бисмарк" .

 

Данные по остойчивости

Нагрузка

Водоизмещение

Метацентрическая высота

Легкая

53,400 т.

3,2 м.

Проектная 58,543 т.

4,2 м.

Полная

63,596 т.

4,5 м.

Энергетическая установка

Энергетическая установка этих кораблей являлась наиболее интересной особенностью. Они должны были иметь три винта диаметром 4,8 метра. Каждый из винтов приводился бы в действие от четырех дизелей с нормальной мощностью 12.500 м.л.с. каждый (в форсированном режиме 13.750 м.л.с.). Немцы тщательно изучили причины сильной вибрации от работы дизельной энергетической установки на кораблях типа "Дойчланд" и спроектировали нового типа фундаменты под дизели высотой 4 метра.

Дополнительную жесткость давало и двойное дно увеличенной высоты, к которому фундаменты жестко крепились. Все это (фактически это означала присоединение к нагрузке определенно больших масс) считалось достаточной мерой против интенсивной вибрации. Установка этих фундаментов требовала, помимо прочих трудностей, и специальной технологии строительства корабля. Корпус должен был формироваться таким образом, чтобы сначала собрать кормовую часть, так как от сварки продольные элементы конструкции корпуса могло «повести», а этого следовало избегать, поскольку установка и центровка двенадцати главных дизелей требовали большой точности. Не менее точной должна была быть и центровка дизелей с зубчатым редуктором.

Дизели

Двухтактные 9-цилиндровые дизели двойного действия типа «MZ.65/95», спроектированные и изготовленные фирмой «МAN» (диаметр поршня 65 см., ход 95 см., 265 об./мин.). Четыре дизеля на каждом валу соединялись с редуктором через зубчатую передачу. Каждая пара дизелей, в которой дизели устанавливались друг за другом, подсоединялась к одной общей шестерне редуктора с помощью синхронизированной зубчатой муфты. Шестерни были специального («гибкого») проекта: обод шестерни крепился к ступице нежестко, а мог проскальзывать по ней. Через каждые два зубца шестерни по окружности сцепления от ступицы к ободу просверливались цилиндрические отверстия, куда вставлялись цилиндрические пружины (в виде многочисленных стальных втулок – одна к другой). При изменении крутящего момента, передаваемого от дизелей, эти пружины должны были попеременно сжиматься и разжиматься, снижая колебания крутящего момента на входе в зубчатый редуктор.

На каждом гребном валу имелось по два зубчатых редуктора, выходные валы которых соединялись с гребным валом через гидравлическую муфту, чтобы сглаживать колебания числа оборотов. К тому же это давало возможность отсоединять ту пару дизелей, которые находились в ремонте. Передаточное число редуктора было близким к 1:1 (гребные валы имели скорость вращения 260 об./мин.). Потери мощности на редукторах составляли 7-8 % (трение в редукторе, муфтах, подшипниках гребного вала), так что на вал передавалось 50.000 м.л.с., а суммарная оценочная мощность энергетической установки равнялась 150.000 м.л.с. в нормальном режиме и 165.000 м.л.с. в форсированном. Это обеспечивало кораблю скорость 30,4 узла при проектном водоизмещении 57.617 тонн.

Скорость и дальность плавания

Водоизмещение

58.543 т.

61.070т.

63.591 т.

Наибольшая скорость

30,4 уз.

30,1 уз.

29,8 уз.

Продолжительная максимальная скорость

29,6 уз.

29,3 уз.

28,9 уз.

Дальность хода на скорости 19 узлов

8100 миль

15.200 миль

20.250 миль

Дальность плавания на скорости 19 узлов составляла 16.000 миль, а использование резервного топлива для боя позволяло повысить дальность до 20.250 миль.

Электро-энергетическая установка

Как и на предыдущих типах линкоров, главная бортовая электрическая сеть имела напряжение 230 В постоянного тока, а вспомогательная – 110 В переменного (количество оборудования, потребляющего переменный ток увеличилось по сравнению с кораблями типа "Бисмарк" ). Имелось четыре отделения дизель-генераторов, в каждом из которых стояли два генератора постоянного тока мощностью по 920 кВт и один генератор переменного тока на 460 кВт.

Броневая и конструктивная защита

Защита цитадели

Германская концепция морского боя на ближних дистанциях в Северном море еще на первых дредноутах типа "Нассау" (1909 год) заставила применить цитадельную систему бронирования. Она сохранилась и в дальнейшем. Немцы, в отличие от французов и американцев, применявших внутренний броневой пояс, остались верны вертикальному наружному главному поясу и карапасной бронепалубе за ним. Немецкие эксперты считали такое бронирование наиболее эффективным для отражения ожидаемых атак.

Нет никаких официальных данных по зоне неуязвимости этих линкоров, но расчетная зона неуязвимости от снарядов американских 45-калиберных 406-мм. орудий (вес снаряда 1016 кг, угол на цель 90 градусов) составила для жизненно важных частей примерно от 11 до 21 км. (внутренний предел обуславливался пробитием вертикальной бортовой брони и скоса палубы). Пространство над нижней бронепалубой, которая при полной нагрузке оказывалась почти у ватерлинии, практически не имело защиты от 406-мм. снарядов, так как верхняя палуба (50 мм.) пробивалась даже с дистанций менее 11 км., а верхний 145-мм. пояс пробивался вообще со всех дистанций. Таким образом, если погреба и энергетическая установка хорошо защищались от прямых попаданий, то над ватерлинией практически не было мест, которые оказывались бы неуязвимы от 406-мм. снарядов почти на всех дистанциях (за исключением пространств непосредственно за главным поясом).

В проектах «Н» принцип абсолютно непробиваемой защиты заменили принципом минимизации локализации повреждений. Протяженность и высота главного пояса определялись принятыми осадкой и водоизмещением. На этих кораблях предполагалось иметь специальные таблицы дистанций, которые бы для определенного противника показывали на какой угол надо было привести цель, чтобы ее снаряды нe пробивали главный пояс. Вертикальный пояс на кораблях проекта «Н» имел в нижней части, погруженной на 1,825 метра ниже проектной (осадка 10 метров), толщину 300 мм., которая верхних 1,35 метрах сужалась до 170 мм. в стыковки с верхней 145-мм. частью. Нижний пояс сохранял толщину на всем протяжении цитадели, а верхний за башней «Anton» уменьшался до 120 мм.

Палубная броня

В районе главных механизмов устройство горизонтальной брони было таким же как на кораблях типов "Шарнхорст" и "Бисмарк" , но в районе погребов имелись отличия. Поскольку 406-мм. орудие было мощнее 380-мм., по «принципу равной защиты» следовало усилить защиту погребов, учитывая также меньшую, чем на предыдущих линкорах, толщину главного пояса.

Применение скосов для низкорасположенной нижней броневой палубы могло создать проблемы в случае частичного затопления, но это была невысокая плата за усиление защита механизмов и погребов.

 

Толщины горизонтального бронирования

Верхняя палуба

  • над погребами 80 мм.

  • над механизмами 50мм.

Броневая палуба:

  • посередине над погребами 120 мм.

  • посередине над механизмами 100 мм.

  • у бортов над погребами 150мм.

  • у бортов над механизмами 120 мм.

Суммарная толщина:

  • посередине над погребами 200 мм.

  • посередине над механизмами 150 мм.

  • у бортов над погребами 230 мм.

  • у бортов над механизмами 170 мм.

Броневые переборки

В отличие от типов"Шарнхорст" и "Бисмарк" , эти корабли имели четыре траверзных переборки, но с похожим распределением толщины брони на них. Появление дополнительной переборки было вызвано желанием защитить торпедный погреб. Носовая переборка по бокам от противоторпедной продольной переборки имела толщину 80 мм., а посередине – 120 мм.; под нижней бронепалубой она имела 220-мм. толщину, сужаясь вниз до 150 мм. на участке между противоторпедной переборкой и до 100 мм. у бортов. Эта переборка защищала носовые погреба от снарядных попаданий с носовых углов. Кормовая траверзная переборка была подобна носовой, только с вдвое более узким 220-мм. участком, под которым брони уже не имелось. Переборка за отделением рулевых машин имела толщину 200 мм. Еще одна, неполная броневая 100-мм. переборка проходила по высоте противоосколочного пояса перед главным носовым траверзом для защиты торпедного перегрузочного отделения. Края этой переборки разграничивали толщины бортовой брони – перед ней толщина плит была 60 мм., за ней – 150 мм.

В пределах цитадели проходило несколько важных броневых продольных переборок. Противоторпедная, бронированная на всем протяжении цитадели, имела толщину 45 мм. в районе механизмов и 60 мм. в районе боевых погребов. Ее верхняя 30-мм. часть, проходящая между нижней броневой и верхней палубами, выполняла роль противоосколочной защиты. Далее, внутри корабля, над нижней бронепалубой имелась еще одна 30-мм. продольная переборка для защиты внутренних помещений. Для локализации повреждений при взрывах снарядов или бомб в средней части корабля имелось еще пять поперечных броневых переборок.

 

Броневая защита оконечностей

Поскольку водоизмещение кораблей типа "Бисмарк" , жестоко ограничивалось, единственной броней вне цитадели был небольшой противоосколочный пояс в носу на линкорах типа «Н», имевших большее водоизмещение и длину по ватерлинии, удалось применить белее обширную легкую броневую защиту вне цитадели.

Большая часть борта в носовой части прикрывалась 60-мм. и 150-мм. броней, защищая, в частности, перегрузочное торпедное отделение перед носовым броневым траверзом. Более обширное бронирование корпуса вне цитадели, чем на предыдущих кораблях, появилось вследствие анализа повреждений линейного крейсера "Лютцов" , в Ютландском бою. Нос защищался 60-мм броней *Wh" на протяжении 12 метров и по высоте на 7,25 метрах. Между носовым броневым траверзом и местом, где начиналась 7,25-метровая полоса противоосколочного пояса, его толщина увеличивалась до 150-мм. на протяжении перегрузочного торпедного отделения, а затем снова уменьшалась до 60 мм. В этом районе противоосколочный пояс имел глубину 4,25 метра.

В корме противоосколочный 90-мм. пояс, высотой 4,25 метра, проходил до броневой переборки в кормовой части отделения рулевых машин. Немцы считали, что такая защита кораблей, предназначенных для действий вдали от своих баз, обеспечит целостность борта при осколочных попаданиях, а аварийные партии легко справятся с ограниченными повреждениями от прямых попаданий. На кораблях типа "Бисмарк" , с аналогичным назначением такая защита отсутствовала из-за ограничения стандартного водоизмещения 42.000 тонн.

 

Броневая защита артиллерии

Самая толстая броня на кораблях была установлена на башнях и барбетах главного калибра: 400-мм. лобовые плиты, 220-мм. боковые и 325-мм. задние плиты, причем толщина последних была обусловлена не требованиями защиты, а, по большей части, желанием получить сбалансированную установку. Горизонтальная броня крыши имела толщину 220-мм., но наклонная ее часть над стволами орудий утоньшалась до 180 мм. Такое распределение брони на башнях применяли еще на германских проектах Первой мировой войны.

Нижнее кольцо барбетов под верхней бронепалубой делалось из 240-мм. незакаленной брони, а верхнее – из 365-мм. закаленной. Такое двухуровневое бронирование барбетов применялось также и на кораблях типа "Бисмарк" , но по сравнению с ним толщина плит была увеличена, поскольку барбеты считались более уязвимыми, чем башни. Система подачи боезапаса, зарядные картузы и пламянепроницаемые задвижки проектировались так, чтобы уменьшить риск взрыва погребов при разрыве снаряда в башне.

Башни средней артиллерии имели такую же защиту как на кораблях типов "Шарнхорст" , и "Бисмарк" , и германские конструкторы не видели необходимости ее усиливать за счет других статей нагрузок. Барбеты этих башен имели толщину 80 мм. и высоту над верхней броневой палубой 1,37 метра для носовых башен, 1,61 метра для средних и 1,64 метра для кормовых.

Развитая противоосколочная защита между бронепалубами в пределах цитадели состояла из переборок толщиной 15-20 мм. Более толстыми были продольные переборки. Противоосколочная защита охватывала также помещения перегрузки и подготовки 37-мм. боезапаса, подъемники 150-мм. и 105-мм. боезапаса, фальшборты, открытый ходовой мостик, штурманскую рубку, кабельные кожухи, рубку управления артиллерийским огнем, зенитные директоры, посты связи и кормовую часть адмиральского помещения. Дымоходы защищались 16-мм плитами.

Хотя эти корабли имели в некоторых местах (например, главный пояс) меньше брони, чем линкор "Бисмарк" , оконечности, рулевые приводы и боевые рубки на них защищались лучше. Вес брони (без учета брони в 15 мм. и ниже) составил 39,2 % от стандартного водоизмещения против 40,4 % на "Бисмарке" (следует учитывать, что на кораблях типа «Н» были более тяжелые механизмы), но в обоих случаях относительная длина цитадели была одинаковой. "Бисмарк" имел более толстый главный пояс, но более тонкие скосы бронепалубы (105 мм. против 120 мм.), поэтому можно вполне определенно считать, что погреба и механизмы на линкорах «Н» защищались от 406-мм. снарядов достаточно хорошо.

 

Боевая рубка

Немцы всегда стремились дать боевым рубкам своих кораблей хорошую защиту. Проект боевой рубки на линкорах типа «Н» отличался от таковой на "Шарнхорст" и "Бисмарк" . Стенки главной рубки (размером 8,08 х 5 метров) имели в верхней части толщину плит 350 мм., а в нижней – 200 мм. Для изготовления вертикальных плит применялась закаленная броня. Горизонтальная броня изготовлялась из нецементированного материала и имела толщину: крыша – 200 мм. и нижняя палуба рубки – 80 мм. Плиты нецементированной брони соединялись сваркой, а закаленной – шпонками и броневыми болтами. Коммуникационная шахта защищалась 150-мм. закаленной броней в форме подковы. Она соединяла нижнюю бронепалубу и нижний уровень боевой рубки, расширяясь кверху, так что весь комплекс напоминал гигантскую трапецию.

Кормовая рубка с боков и сверху защищалась одинаковой по толщине 100-мм броней. Однако броневой материал использовался разный – для вертикальных плит закаленная броня, для горизонтальных перекрытий – неэакаленная.

 

Противоторпедная защита

Относительно большая ширина корпуса позволила применить систему противоторпедной защиты аналогичную защите кораблей типа "Бисмарк" . Только внутренняя противоторпедная переборка на половине осадки отстояла от обшивки на 5.5 метра по большей части цитадели, а в ее оконечностях требовалось не менее 3,25 метра. Толщина противоторпедной переборки и внутренней структуры корпуса увеличивалась, чтобы компенсировать уменьшение глубины ПТЗ. Трудности представляла ПТЗ в районе кормовых башен главного калибра – здесь из корпуса выходили внешние гребные валы и из-за их дейдвудов глубина защиты на половине осадки оказалась меньше желаемых 3,25 метров. В виде компенсации в этом месте имелось тройное дно.

Район

Глубина на 1/2 осадки

Общая толщина переборок

Толщина ПТП

Башня «Anton»

3,08 м.

72 мм.

60 мм.

Башня «Bruno»

3,08 м.

72 мм.

60 мм.

Средняя часть

5,50 м.

55 мм.

45 мм.

Башня «Cesar»

2,06 м.

72 мм.

60 мм.

Башня «Dora»

1,28 м.

72 мм.

60 мм.

В оконечностях цитадели ширина противоторпедной защиты была чуть больше, чем на линейных кораблях типа «Bismarck», но все равно меньше, чем на большинстве иностранных линкоров. Сделать защиту более глубокой не позволяли большие погреба главного калибра и дизельная энергетическая установка, требовавшая большего объема. А увеличить размеры корабля не позволяла величина немецких доков, где они должны были проходить текущий ремонт.

Конструкцию двойного дна, устроенную на линкорах типов "Шарнхорст" , и "Бисмарк" , решили оставить и на проекте «Н-39», а для ограничения района затоплений при подводных взрывах под днищем сделали более совершенное разделение на отсеки. Помимо этого имелись и некоторые другие отличия. В частности, высоту двойного дна увеличили до 2 метров под энергетической установкой и до 2,75 метров под башнями главного калибра.

Корабли имели также хорошо продуманное внутреннее разделение (число главных водонепроницаемых отсеков 21) – особенно поперечными переборками внутри цитадели. Большое внимание уделялось также устранению значительных кренов при затоплении погребов, помещений главных механизмов или бортовых отсеков.

Вооружение

Главный калибр

Для линкоров проектов «Н-39» и «Н-40» выбрали 50-калиберное 406-мм. орудие «SKC/34», для проектов «Н-41» и «Н-42» – орудие калибром 420 мм., созданное на базе 406-мм. с большей рассверловкой ствола, отчего длина орудия становилась равна 48 калибрам. Орудия стояли попарно в четырех башнях – по две в носу и корме. Немцы предпочитали такое расположение главного калибра, дававшее равное распределение огня в нос и корму, более эффективную организацию залпов и меньшее число выходящих из строя орудий при попадании вражеского боеприпаса или иной поломке. Естественно, они также понимали, что трех- и четырехорудийные башни позволяли экономить вес, уменьшить длину броневой цитадели, установить более толстую броню, но сложная механическая часть таких башен отняла бы много времени на проектирование, изготовление и испытания. Четырехорудийные установки позволяли отказаться от возвышенных башен с их высокими барбетами, еще более укорачивая цитадель и экономя вес.

Технические характеристики орудий линкоров проекта «Н»

Орудие

406 мм./50

150 мм./55

105 мм./65

37 мм./83

20 мм.

Вес снаряда

1030 кг.

45,3 кг.

15, 1 кг.

0,745 кг.

0,132 кг.

Начальная скорость

810 м/сек.

875 м/сек.

900 м/сек.

1000 м/сек.

900 м/сек.

Дальность стрельбы

37,8 км.

23,0 км.

17,7км.

6,75 км.

4,8 км.

Угол возвышения

33 град.

40 град.

85 град.

90 град.

90 град.

Но специалисты по морской артиллерии были озабочены эффектом воздействия дульных газов на корпуса при одновременной стрельбе всех башни и риском потери половины главного от единственного попадания противника или Специалисты-корпусники отрицательно относились ослаблению структуры палубы из-за больших отверстий в ней для барбетов четырехорудийных башен.

Рассверловка 406-мм. орудий до калибра 420-мм. не производилась, так как ее планировалось сделать уже после установки орудий на корабли. Корабельные 406-мм. орудия должны были использовать снаряды весом 1130 кг. Вес двухорудийной башни оценивался в 1454 тонн, скорострельность 2 выстрела в минуту y каждого ствола.

Хотя ни один линкор проекта «Н» так и не построили, фирма Крупна изготовила семь стволов 406-мм. орудий, длиной 20,3 метра и весом 157 тонн, из нужных сорока восьми. Три из них в 1942 году установили в Норвегии на береговой батарее (в Тронденесе около Харстада для охраны входа в стратегически важный порт Нарвик), три стояли на железнодорожных платформах, а одно потеряно при перевозке в Норвегию. Эти орудия имели специальный затвор. Дальность их стрельбы равнялась 43 км., начальная скорость снаряда 940 м/сек. Для стрельбы использовались два типа снарядов, из которых один весил 600 кг., а другой 960 кг. После войны «норвежские» орудия попали в руки союзников, и были переданы норвежской армии. До 1954 года они использовались на береговых батареях, а в 1968 году сданы на переплавку.

Два орудия на железнодорожных платформах из трех сначала предназначались для германской оккупационной армии в Польше, но затем их передали в Хелу для защиты порта Данциг. Все три орудия в конце 1941 года перевезли во Францию для блокады Ла-Манш и установили на береговой батарее Бланк Нец.

Сборка башни главного калибра на заводе Круппа


Вспомогательный калибр

Вспомогательный калибр по числу орудий, их модели и расположению был такой же как на типе «Bismarck». Двенадцать 55-калиберных 150-мм. орудий «Model С/1928» размещались в шести башнях и предназначались для стрельбы по надводным целям. Установки позволяли орудиям возвышаться до 40 градусов, скорострельность равнялась шести выстрелам минуту на ствол. Для стрельбы по самолетам установки не годились из-за малых скоростей и отсутствия у снарядов временного взрывателя. Восемь орудий могли стрелять прямо по носу и четыре – в корму; бортовой залп из шести орудий обеспечивался в пределах от 45 градусов вперед от траверза и до 50 градусов в корму от него.

Зенитная артиллерия

Дальнюю противовоздушную оборону обеспечивали шестнадцать 105-мм. орудий «Model С/1933» с длиной ствола 65 калибров. Размещались они в восьми новых («Model С/1938») стабилизированных установках. По сравнению с прежними однокалиберными установками на кораблях типов "Шарнхорст" и "Бисмарк" , они имели лучшую защиту прислуги и повышенные скорости горизонтальной и вертикальной наводки. Большая ширина корабля позволила разместить установки дальше от диаметральной плоскости, и надстройки меньше мешали их действию. Фактически все восемь установок могли стрелять в нос или корму, что отличало корабль от типа "Бисмарк" . Все они стояли на первой палубе надстройки; концевые установки имели погреба под собой, а средние – посередине между собой. Боевой опыт показал, что эти зенитные установки оказались не совсем удачными и с трудом справлялись даже с тихоходными торпедоносцами Fairey «Swordfish».

Ближняя зенитная оборона обеспечивалась 37-мм. зенитными автоматами («Model С/1933») с длиной ствола 83 калибра, размещенными в восьми спаренных установках, две из которых были специального «зенитного» типа – закрытая бронированная установка «Model С/1937» – и располагались между дымовыми трубами на максимально возможном удалении к борту на первой палубе надстройками (углы горизонтальной наводки 180 градусов). Эти установки имели центральную подачу боезапаса. Двадцать четыре 20-мм. зенитных автомата устанавливались в шести четырехствольных установках.

В целом, предусматривавшаяся проектом противовоздушная оборона, в свете начавшихся боевых действий, была явно недостаточна, особенно против новых скоростных самолетов. Поэтому, в случае постройки этих кораблей, зенитное вооружение несомненно было бы усилено.

Торпедное вооружение

Хотя на всех линкорах после английских «Nelson» и «Rodney» торпедные аппараты из-за занимаемого ими довольно большого пространства уже не применялись, линкоры типа «Н» должны были иметь шесть носовых (впереди цитадели) подводных 533-мм. торпедных труб, отклоненных от ДП на 10 градусов. Аппараты имели защиту в виде броневой поперечной переборки впереди от перегрузочного отделения и бортового пояса, углубленного на 1,825 метра от ватерлинии при проектной осадке 10 метров. Такая защита появилась на основании опыта первой мировой войны, когда подрыв на мине линкора "Байерн" , показал уязвимость таких помещений, не имеющих броневой защиты. Наличие торпедных аппаратов означало, что линкоры типа «Н» должны были использоваться в качестве рейдеров против торгового флота Британии, хотя эта функция не была для них основной. При действиях вдали от своих баз, когда надо было сохранять боезапас, топить транспорты торпедами предпочтительнее и быстрее.

Авиационное вооружение

Линкоры типа «H» должны были нести четыре гидросамолета «Arado-196», подобных самолетам линкора "Бисмарк" . Ангар для них размещался между кормовой трубой и башней «Cesare». Предусматривалась также поворотная катапульту под орудиями башни «Dora». При запуске самолетов башню «Dora» следовало развернуть по траверзу или придать ее орудиям максимальный угол возвышения. Самолеты перед постановкой на катапульту выводились из ангара и устанавливались побортно на рельсах вдоль кормовых башен главного калибра.

Расположение ангара и катапульты было неудачным, так как авиаоборудование оказывалось в районе действия дульных газов орудий главного калибра, а для запуска самолетов приходилось бы поворачивать башню.

При усовершенствовании проекта, в конце 1939 года, конструкторы применили уже две неподвижные катапульты, но и в этом случае в отношении авиационного вооружения проект вряд ли можно назвать удовлетворительным. Способствовало этому также и то обстоятельство, что немецкие конструкторы не рисковали располагать ангар в корме из-за опасения повредить авиаоборудование при стрельбы кормовых башен.

Радарное оборудование

Спецификацией на постройку корабля радар не предусматривался, но без сомнения, при вводе кораблей в строй радары слежения за обстановкой и управления огнем были бы установлены. Все четыре достроенных германских линкора типов "Шарнхорст" , и "Бисмарк" имели хорошее радарное оборудование, так что корабли типа «Н» с плановым введением в строй в 1944 году получили бы еще более совершенные его образцы, установленные, вполне возможно, за счет авиационного вооружения.

Характеристики вооружения и радиолокации
Контакт|©2006 jarrad©mixmux | Карта сайта

Hosted by uCoz