Germanfleet.narod.ru

Главная | Карта сайта
Первые броненосцы | Заксен | Бранденбург | Кайзер Фридрих III | Виттельсбах | Брауншвейг | Дойчланд
Нассау | Гельголанд | Кайзер | Кениг | Баерн | Фон дер Танн | Дерфлингер| Макензен
Дойчланд | Шарнхорст | Бисмарк | Плановые ЛК
броненосцы | дредноуты | линкоры
Чертежи | Цвет
Тактика | Сражения | Библиотека | Для вэбмастера | Для студентов
subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link

Линейный крейсер "Фон дер Танн"

Водоизмещение нормальное - 19,370 тонн, полное - 21,300 тонн.
Длина между перпендикулярами - 160 метров, по конструктивной ватерлинии - 171.6 метра.
Наибольшая ширина - 26.58 метра (с учетом уложенных по-походному выстрелов противоминных сетей - 27.17 метра), высота борта на миделе - 13.28 метра. Осадка при нормальном и полном водоизмещении - соответственно 8.13 и 8.19 метра.
Главные механизмы - две паровые турбины системы Парсонса общей мощностью 79,800 л.с., 18 котлов системы Шульца-Торникрофта.
Скорость полного хода - 27.4 узла, дальность плавания - 2,500 миль при скорости 22.5 узла и 4,400 миль при скорости 14 узлов, запас угля - 2,800 тонн, запас нефти - 200 тонн.
Бронирование: борт - от 102 до 250 мм, палубы - 50 мм, барбеты башен - 150 мм, каземат противоминной артиллерии - 150 мм, носовая боевая рубка - от 80 до 250 мм, кормовая - от 50 до 200 мм, противоминная переборка - 25 мм.
Вооружение: 4х2 280мм/45 орудий SKL/45, 10х1 150мм/45 SKL/45, 16х1 88мм/45 SKL/45, 2 пулемета, 4х1 450-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 911 человек.
"Фон дер Танн" проектировался специально для наиболее вероятного театра будущей войны - Северного моря. Крейсер отличался хорошими мореходными качествами, маневренностью и управляемостью, хотя при перекладке руля на борт на полном ходу крен достигал 8о. Метацентрическая высота при нормальном водоизмещении составляла 2.11 метра.
На одну треть длины корабля распространялся полубак, характерный, впрочем, для большинства больших крейсеров того времени. Новинкой являлась установка на крейсере успокоительных цистерн, впервые разработанных техническим директором фирмы "Блом унд Фосс" доктором Фрамом. Правда, их эффективность оказалась невысокой (период качки увеличился всего на 3 секунды), и позднее на корабле установили более традиционные скуловые кили, а цистерны переоборудовали под дополнительные угольные ямы.
Масса артиллерийского вооружения "Фон дер Танна", включая боезапас, составляла 10% от нормального водоизмещения. 280-мм орудия с длиной ствола 45 калибров размещались в четырех двухорудийных башнях и имели дальность стрельбы 18,900 метров. Боекомплект главного калибра составлял 660 снарядов. Расположение башен - две в оконечностях и две диагонально по бортам - являлось типичным для того периода, при этом оси орудий располагались на высоте 10 метров над ватерлинией для носовой башни и 7.8 метра - для остальных.
Противоминный калибр составляли 150-мм орудия с длиной ствола 45 калибров (боезапас - 1,500 выстрелов) с дальностью стрельбы 13,500 метров, расположенные в бронированном каземате в средней части корабля, и 88-мм скорострельные орудия (боезапас - 3,200 выстрелов), располагавшиеся без броневого прикрытия на батарейной палубе в носу и корме, а также на палубе полубака и на кормовой надстройке крейсера. В начале войны четыре из них заменили на такое же число 88-мм зенитных орудий с углом возвышения 70о. В целом 88-мм орудия не оправдали себя как противоминные и в 1916 г. их сняли с корабля.
В то же время опыт боевых действий показал, что 150-мм орудия являлись значительно более эффективными, чем 102-мм пушки, состоявшие на вооружении британских линкоров и линейных крейсеров, построенных в те же годы, что и "Фон дер Танн".
Вооружение дополняли подводные торпедные аппараты (по одному в носу и корме и два побортно в носовой части) с боезапасом из 11 торпед.
"Фон дер Танн" был защищен крупповской цементированной броней, масса которой составляла 33.3% от нормального водоизмещения. По сравнению с линейным крейсером "Инфлексибл" бортовой броневой пояс имел значительно большую протяженность по длине и поднимался в средней части корабля до верхней палубы, в то время как у британского крейсера он был значительно уже. Горизонтальное бронирование было, наоборот, несколько толще у "Инфлексибла" - 65 мм против 50 мм у германского корабля. Здесь, вероятно, сыграли свою роль различные взгляды на ожидаемые дистанции боя. В Германии считали, что, ввиду посредственных условий видимости в Северном море, большие дистанции стрельбы возможны лишь в исключительных случаях., британские же адмиралы, наоборот, высказывались за бой на предельных дистанциях, которые британские корабли могли бы выбирать по собственному усмотрению благодаря более высокой скорости хода. Недостаточным можно признать только бронирование башен главного калибра, что проявилось в ходе Ютландского сражения.
Очень тщательно разработанная подводная защита явно превосходила защиту британского соперника. На "Фон дер Танне" противоминная переборка толщиной 25 мм проходила вдоль главного броневого пояса на расстоянии 3.96 метра от него. Между бортом и противоминной переборкой находилась еще одна тонкая продольная переборка, пространство между которой и бортом оставалось пустым, а между переборками заполнялось углем, хорошо поглощающим энергию подводного взрыва. Такая система доказала свою эффективность и стала типичной для германского кораблестроения.
"Фон дер Танн" стал первым тяжелым артиллерийским кораблем германского флота, оснащенным турбинной энергетической установкой. Следует отметить, что корабельные турбины в начале века имели существенный недостаток: больший, чем у поршневых машин, расход пара, вызванный в основном тем, что турбины в то время с низкими частотами вращения (КПД существенно возрастает при высоких оборотах), а также несовершенством конструкции. Это обстоятельство делало выбор турбины в качестве главной энергетической установки достаточно смелым шагом проектировщиков.
На крейсере было установлено два комплекта прямодействующих турбин с приводом на четыре вала. На каждый внутренний вал работала турбина низкого давления, на каждый внешний - соответствующая турбина высокого давления. Диаметры роторов турбин высокого и низкого давления равнялись 2,096 и 2,921 мм соответственно.
Восемнадцать паровых водотрубных двухсторонних котлов Шульца-Торникрофта с трубками малого диаметра и общей площадью поверхности нагрева 10,405 м2 располагались в десяти котельных отделениях.
На испытаниях крейсер развил скорость 27.4 узла, в то время как проектная скорость хода должна была составить лишь 24.75 узла. Высокое качество котло-турбинной установки "Фон дер Танна" подтвердилось в 1911 г., во время возвращения из Южной Америки, когда крейсер прошел 1,913 миль между Тенерифе (Канарские острова) и Гельголандом со средней скоростью 24 узла без каких-либо поломок.
Электрический ток напряжением 225 В вырабатывался шестью турбогенераторами мощностью 1,200 кВт.
Во время первой мировой войны "Фон дер Танн" входил в 1-й разведывательный отряд Флота Открытого моря. В его составе крейсер принял участие в операции 03.11.1914 г., прикрывая постановку к северо-востоку от Ярмута большого минного заграждения, на котором впоследствии погибла британская подводная лодка "D-5". 16.12.1914 г. "Фон дер Танн" участвовал в обстреле английского побережья в районе Хартпул, Скарборо и Уитби.
В бою у Доггер-банки 24.01.1915 г. "Фон дер Танн" участия не принимал, так как находился в текущем ремонте. В середине июня 1915 г. на топе фок-мачты был установлен артиллерийский корректировочный пост.
В июле-августе 1915 г. крейсер действовал на Балтике при попытке прорыва германских кораблей в Рижский залив, после чего вновь вернулся в состав Флота Открытого моря.
В Ютландском сражении 31.05.1916 г. в крейсер попало шесть снарядов крупного калибра: три 305-мм с линейного крейсера "Нью-Зиленд", два 343-мм с линейного крейсера "Тайгер" и один 381-мм предположительно с линейного корабля. Через пробоину в кормовой части корабль принял 600 тонн воды (при этом осадка на корму возросла на 1.9 метра), было затоплено румпельное отделение, но рулевая машина все время продолжала действовать. Носовая и кормовая башни получили серьезные повреждения и вышли из строя, причем первая - до конца боя. Из-за сильных сотрясений при стрельбе и от ударов вражеских снарядов в средних башнях затруднился накат орудий, что удалось исправить лишь к вечеру. Потери личного состава составили 36 человек: 11 убитых и 25 раненых. В ремонте крейсер находился до 02.08.1916 г.
По окончании первой мировой войны "Фон дер Танн" разделил судьбу основной части германского флота: 24.11.1918 г. он согласно условиям перемирия прибыл для интернирования в Скапа-Флоу, а 21.06.1919 г. германские моряки затопили свой корабль. Погружаясь в воду, крейсер перевернулся и лег на дно на глубине 27 метров вверх днищем с креном 17о на правый борт. "Фон дер Танн" подняли в декабре 1930 г. и 05.02.1931 г. отбуксировали в Лайнесс.
Окончательно крейсер разобрали на металл в 1934 г. в Росайте.

Водоизмещение: стандартное / полное19,370 - 21,300
Размеры: длина / ширина / осадка171.6 - 26.58 - 8.19
Главные механизмы:
  • тип установки
  • мощность л.с.
  • число котлов
  • число винтов
  • запас топлива
  •  

  • паровые турбины системы Парсонса
  • 79,800
  • 18
  • 3
  • 2,800
  • Скорость хода, уз.27.4
    Дальность плавания, миль при 14 уз4400
    Вооружение:
  • 280мм/45 АУ (снар)
  • 150мм/45 АУ (снар)
  • 88мм/45 АУ (снар)
  • 450-мм ТА (торп)
  • 4x2 SKL/45
  • 10х1 SKL/45
  • 16x1 SKL/45
  • 5
  • экипаж911
    Бронирование:
  • борт
  • палуба
  • барбеты башен
  • каземат
  • рубка
  • 102-250
  • 50
  • 150
  • 150
  • 50-250
  • Контакт|©2006 jarrad©mixmux | Карта сайта

    Hosted by uCoz