Линейные крейсера тип "Мольтке"
Линейные крейсера программы 1908/1909 годов "Гебен" и "Мольтке" стали дальнейшим развитием германского линейного крейсера "Фон дер Танн". Оба крейсера строились на верфях фирмы "Блом унд Фосс" (Blohm und Voss) в Гамбурге. Новые линейные крейсера Германии получились весьма удачными. Они напоминали первенца германского линейного флота "Фон дер Танн" – имели схожий профиль надстроек и штевней, несли по две дымовые трубы, имели тот же 280-мм главный калибр. Предложенное размещение орудий (на оконечностях и две башни диагонально по бортам) в последующем было повторено на линейном крейсере "Зейдлиц". Данные "Гебена" и "Мольтке" в 1912 году: длина по ватерлинии 186 метров (наибольшая длина – 186.6 метра), ширина 29.4 метра (ширина с учетом противоминных сетей 29.96 метра), осадка – 8.77 метра (нос) и 9.19 метра (корма), средняя осадка – 9 метров, высота борта по мидель-шпангоуту 14.08 метра, водоизмещение нормальное 22,979 тонн, полное – 25,400 тонн. Первоначально предполагалось для уменьшения бортовой качки использовать успокоительные цистерны, разработанные директором фирмы "Блом унд Фосс" Фрамом, поэтому метацентрическая высота была доведена до 3,010 мм. Корпус корабля разделялся переборками на 15 отсеков, двойное дно простиралось на 75 % от длины по ватерлинии. Энергетическая установка крейсеров состояла из 2-х комплектов паровых турбин "Парсонс" с прямой передачей на вал, расположенных в трех отсеках. Турбины высокого давления (диаметр ротора 1,900 мм) располагались в двух носовых отделениях и вращали наружные гребные валы. Турбины низкого давления (ротор диаметром 3,050 мм) находились в кормовом отделении и вращали внутренние валы. На кораблях устанавливалось по 24 водотрубных котла Шульца-Торникрофта с трубками малого диаметра и рабочим давлением пара 16 атмосфер. Суммарная проектная мощность установок корабля составляла 63,296 кВт/76,795 л.с., что должно было обеспечить кораблям ход до 25.5 узла. Иногда в литературе скорость 28.4 узла, показанную "Мольтке" на заводских испытаниях, приписывают и "Гебену", который не смог продемонстрировать такой ход даже при наиболее выгодных обстоятельствах во время испытаний. На полной мощности часовой расход угля достигал 48 тонн, а при скорости 15 узлов снижался до 16 тонн. Запас топлива составлял от 984 тонн при нормальном водоизмещении и до 1,310 тонн при полном водоизмещении. При максимальной перегрузке крейсера могли взять на борт до 3,050 тонн угля. При планировании боевых операций считалось, что этого топлива достаточно для прохождения 2,370 миль при 23-узловом ходе или 4,120 миль 14-узловым ходом, хотя расчетное значение дальности экономичным ходом составляло 5,500 миль. Впоследствии на борт принимали еще и 200 тонн вара для разбрызгивания его на уголь в топках котлов. Электрическая часть кораблей питалась от 6 турбогенераторов мощностью 1,500 кВт (225 В). Ход обеспечивался четырьмя трехлопастными винтами диаметром 3.74 метра. Вооружение крейсеров состояло из артиллерии главного калибра – 5х2 280мм/50 орудий (810 снарядов), углы наклона орудий от -8 до +13.5°, дальность стрельбы – 18.1 мили. Как уже говорилось, башни главного калибра на "Гебене" и "Мольтке" размещались по диагональной схеме. Башня правого борта смотрела орудиями в нос, а башня левого борта – в корму. Каждая из них имела сектор обстрела 180° на ближний борт и 125° на противоположный. От "Фон дер Танн" новые крейсера отличались наличием дополнительной кормовой башни. Это был существенный шаг к новой схеме размещения артиллерии главного калибра – линейной многоярусной. Возвышение цапф орудий над грузовой ватерлинией было следующим: носовая башня 8.78 метра, бортовые – 8.43 метра, кормовые – 8.60 и 6.23 метра. Боезапас включал по 81 бронебойному снаряду на каждое орудие. Механизм поворота башен и вертикальной наводки орудий был электрическим. Артиллерия среднего калибра была представлена 12-ю 150мм/45 орудиями на "Мольтке" и 10-ю на "Гебене". Боезапас – 1,800 снарядов, дальность стрельбы до 13.5 миль. Противоминная и зенитная артиллерия включала 12 88мм/45 орудий. Боезапас – 3,000 снарядов. Низкий надводный борт в носу приводил к тому, что бак заливало на полном ходу даже при небольшом волнении. Это делало установленные на нем казематные оружия малоэффективными. Позже вместо четырех 88-мм устанавливались 4 22-фунтовых зенитных орудия; а с 1916 года все 88-мм пушки (кроме зенитных) были демонтированы. По традиции линейные крейсера вооружались торпедными аппаратами (500 мм) - 1 в носу, 2 по бортам, 1 в корме; боекомплект 11 торпед. Германские линейные крейсеры были оборудованы удачными Цейсовскими дальномерами. В 1914 году на кораблях установили корректировочные посты на топах мачт. Бронирование выполнялось цементированной броней Круппа, закрепленной на тиковой подкладке. Главная бронепалуба – 50 мм, башни – 203-250 мм, борт – 270 мм, главный броневой пояс по ватерлинии (от носа к корме) – 0-100-279-190-100 мм, цитадели – 200 мм, казематы – 150 мм, переборка противоторпедной защиты – 50 мм (в верхней части – 30 мм). Бронирование артиллерии: барбеты главного калибра – 255 мм, башни главного калибра – 90/230 мм (амбразуры – 70 мм), башни среднего калибра – 150 мм (амбразуры – 70 мм), орудийные щиты – 70 мм. Бронирование боевых рубок: носовая – крыша 80 мм, стенки 250/350 мм; кормовая – 50 мм и 300 мм. Броневая защита оснований дымовых труб – 150 мм, дымоходы и дымовые трубы защищались легким бронированием: изогнутые листы броневой палубы (50 мм) образовывали вокруг труб кожухи высотой 3.6 метра. Броневые колосники не предусматривались. Для защиты от торпед корабли снабжались противоминными сетями общей длиной 120 метров. Имелись также боевые прожекторы – восемь штук диаметром 1,500 мм, скомпонованные в две группы. Одна прожекторная группа размещалась на специальной площадке на носовой трубе, вторая – на форменной башенке за грот-мачтой. Экипаж кораблей состоял из 43 офицеров и 1,013 человек команды (на "Мольтке" как на флагмане соединения соответственно было еще 13+62 человека штаба, на "Гебене" как втором флагмане –3+25 человек). С точки зрения мореходности крейсера отличались спокойным управлением и хорошо удерживали курс. Соответственно они относительно тяжело маневрировали и характеризовались "неповоротливыми". Корабли получились достаточно мореходными, слегка увальчивыми на корму. Потеря скорости при полной перекладке руля – до 60 %, при этом на полном ходу – с креном до 9°.
Контакт|©2006 jarrad©mixmux | Карта сайта |