Переход к "дредноутной" эпохе мало отразился на ходе выполнения кораблестроительных программ. Адмирал Тирпиц и не подумал отменять принятый с его подачи “морской закон 1900 года”, и теперь вместо предполагавшихся к закладке броненосцев в Германии приступили к постройке такого же числа дредноутов. Единственная поправка, принятая в 1908 году, касалась лишь срока службы кораблей: теперь линкоры должны были заменяться новыми через 20 лет, а не через 25, как планировалось ранее.
Проект первых германских дредноутов разрабатывался с 1904 г., что давало основания немцам говорить о том, что они пришли к идее однокалиберного линкора, как минимум, независимо от англичан.
Линкоры типа «Нассау» отличались превосходной для своего времени подводной защитой и мощным бронированием. Имели оборудование для ведения огня в ночное время и, впервые в мировой практике, металлические гильзы для зарядов главного колибра (ГК). Главным недостатком было ромбическое расположение артиллерии ГК, отчего в бортовом залпе могло участвовать только 8 орудий из 12. Другим недостатком следует признать установку паровых машин, хотя на это имелись оюъективные причины. Кроме того, в казематах была сохранена средняя артиллерия из 150-мм орудий при наличии 88-мм противоминных орудий. Как показал боевой опыт, последние были практически бесполезны.
Нассау 1909/1920
По репарациям передан Японии, разобран в 1921 г. в Англии.
Вестфален 1909/1924
11.04.1918 г. во время операции против Аландских островов (Балтийское море) в тумане наскочил на камни. Из-за сильных повреждений восстановление было признано нецелесообразным. 9.7.1918 г, выведен из состава флота и разобран в 1921 г.
Рейнланд 1910/1920
Передан Великобритании и разобран в 1922 г.
Позен 1910/1922
09.1918 выведен из состава Флота Открытого моря и использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. После капитуляции был интернирован и передан Англии, разобран в 1924 г.
Водоизмещение: стандартное / полное | 18570 / 20210 |
Размеры: длина / ширина / осадка | 146.3/ 28.5 /8.0 |
Главные механизмы:
тип установки
мощность л.с.
число котлов
число винтов
запас топлива
|
паровые машины
28,120
12
3
2700
|
Скорость хода, уз. | 20 |
Дальность плавания, миль при 10 уз | 9,400 |
Вооружение:
280мм/45 АУ (снар)
150мм/45 АУ (снар)
88мм/45 .АУ (снар)
450-мм ТА (торп)
|
6x2
12x1
16x1
6x1
|
Экипаж | 1180 |
Бронирование:
главный бортовой пояс
броневая палуба
скосы
казематы
барбеты
АУ ГК
цитадель
рубка
|
80-300
50
80
160
280
280(90-крышка)
70-170
280
|
|